Суббота, 2024-05-04, 1:04 AM
Приветствую Вас Гость

Сайт тренера- преподавателя по баскетболу Мамаева Андрея

Муниципальное  образовательное  учреждение

дополнительного  образования  детей

«Вольская  Детско-юношеская  спортивная  школа

Вольского   района  Саратовской  области» 

 

 

Образовательная  программа  по  баскетболу.

Программа  дополнительного  образования  детей  8 - 18 лет.

Срок реализации  10 лет

 

 

 

 

Разработчик:

Мамаев А. В.,

тренер-преподаватель  второй

квалификационной  категории.

 

 

 г. Вольск 2013г

Оглавление.

 

  1. Пояснительная записка.
  2. Организационно-методические указания.
  3. Учебный план.
  4. План-схема  годичного  цикла  подготовки  игроков по этапам  подготовки.
  5. Программный  материал  для  практических  занятий.
  6. Теоретическая  подготовка.
  7. Восстановительные   мероприятия.
  8. Инструкторская и судейская практика.
  9. Психологическая подготовка.
  10. Воспитательная работа.
  11. Контроль  в  процессе  подготовки
  12. Список литературы. 

 

1.  Пояснительная записка.

Программа  по  баскетболу  составлена   на   основе  "Примерной  программы  спортивной  подготовки  для  детско-юношеских  спортивных  школ - баскетбол", издательство  "Советский  спорт", Москва, 2004 г.
Программа  составлена  также  на  основе  директивных  и  нормативных  документов, регламентирующих  работу  спортивных  школ (методические  рекомендации  по  организации  деятельности  спортивных  школ  от  29.09.2006 г.) в  соответствии  с  Законом РФ "Об   образовании", нормативными  документами  Государственного  Комитета  РФ  по   физической  культуре, спорту  и  туризму, Типовым  планом-проспектом  учебной   программы для  ДЮСШ  и   СДЮШОР (приказ  Государственного  Комитета  РФ  по   физической  культуре, спорту  и  туризму  от  28.06.2001 г. № 390  "Об  утверждении     Типового  плана-проспекта  учебной   программы для  ДЮСШ  и   СДЮШОР").

 Настоящая   программа  по  баскетболу  является  модифицированной (адаптированной), она  изменена  с  учётом  особенностей  организации  занятий  в  Суровикинской  ДЮСШ, режима  учебно-тренировочной   работы, а  также  наличия  материально-технической  базы.

В  основу  программы  положены  нормативные   требования  по  физической  и  технико-тактической  подготовке, современные  научные  методические  разработки  по  баскетболу.

Программа  предназначена  для  организации  и  планирования  учебно-тренировочной  работы, определения  наполняемости  и  объёма  занятий  в  различных  возрастных группах, возрастных  критериев  для  допуска  к  занятиям, контрольных  требований  по  периодам  и  годам  обучения.

Программа   предусматривает  последовательность  изучения  и  освоения  материала  по  технической, тактической, специальной  физической, теоретической  подготовке  в  соответствии  с  этапами  и  годами  обучения, что  позволяет  соблюсти  принципы  преемственности  в  построении учебно-тренировочного  процесса.

В  программе  предложен  учебный  материал  с  учётом  индивидуальных  особенностей  баскетболистов, включение  в  тренировочный  план  разнообразного набора  тренировочных  средств.

Изложенный  в  программе  материал  объединён  в  целостную  систему  многолетней  спортивной  подготовки  и  предполагает  решение  следующих задач:

  • содействие  гармоничному физическому  и психическому  развитию, разносторонней физической подготовке,  укреплению  здоровья  занимающихся;
  • воспитание  смелых, волевых, дисциплинированных  и  всесторонне  развитых  юных  спортсменов  массовых  разрядов  и  высокой  квалификации  для  пополнения  сборных  команд  района, области;
  • обучение  технике  и  тактике  баскетбола;
  • подготовка  из  числа  занимающихся  инструкторов-общественников  и  судей  по  баскетболу;
  • оказание  помощи  общеобразовательным  школам  в  организации  спортивно-массовой  работы  по  баскетболу;
  • улучшение  состояния  здоровья, включая  физическое  развитие, повышение  уровня  физической  подготовленности, профилактику  вредных  привычек  и правонарушений.

Учебные  группы  в  отделении  баскетбола  комплектуются  в  соответствии  с  нормативно-правовыми  требованиями, учётом  возраста  и  спортивной  подготовленности  занимающихся.

Формирование групп  на  этапах  подготовки.

На спортивно-оздоровительный этап (СО) зачисляются учащиеся общеобразовательных  школ, имеющие  разрешение  врача. На   этом  этапе  осуществляется  физкультурно-оздоровительная  работа, направленная  на разностороннюю  физическую  подготовку  и  знакомство  с  основами  техники  баскетбола.

На этап  начальной  подготовки (НП)  зачисляются учащиеся  общеобразовательных  школ, желающие  заниматься  спортом  и  имеющие  разрешение  врача. На   этом  этапе  осуществляется  физкультурно-оздоровительная  работа, направленная  на разностороннюю  физическую  подготовку  и  овладение  основами  техники  баскетбола, выполнение  нормативов  для  зачисления  на  учебно-тренировочный  этап  подготовки.

На  учебно-тренировочном  этапе  подготовки  (УТ)  группы  комплектуются  из  числа  способных  к  спорту  детей  и  подростков, прошедших  начальную  подготовку  и  выполнивших  требования  по  ОФП  и  СФП

На  всех  этапах  подготовки  перевод  спортсменов  в  группу  следующего  года  обучения  производится  решением  педагогического  совета  на  основании  сдачи  контрольно-переводных  нормативов.

Подготовка  игроков  в  баскетбол  делится  на  несколько  этапов, которые  имеют  свои  особенности:

  • спортивно-оздоровительный  этап  проходит  в  спортивно-оздоровительных  группах  и  может  длиться  от  1 года  до  нескольких  лет;
  • этап  предварительной  подготовки (до  3-х лет)  проводится  в  группах  начальной  подготовки;
  • этап  начальной  специализации (до  2-х лет) проводится  в  учебно-тренировочных  группах  1  и  2 годов  обучения;
  • этап  углубленной  тренировки  (свыше 2 лет) проводится  в  учебно-тренировочных  группах  3 - 5  годов  обучения.

Занимающиеся  распределяются  на  учебные  группы  по  возрасту  и  полу. Для  каждой  группы  устанавливается  наполняемость  и  режим  учебно-тренировочной  работы. После  каждого  года  обучения  обучающиеся  сдают  предусмотренные  программой  нормативы.

Контрольные  нормативы  по  ОФП  в  группах  сдаются  два  раза  в  год - в  сентябре  и  мае, то  технической  подготовке  в  конце  учебного  года - в  мае.

При  переводе  младших  детей  в  старшие  группы  необходимо  придерживаться  требований  длительности  одного  занятия, что  обусловлено  физиологическими  требованиями. Продолжительность  одного  занятия  в  группах  спортивно-оздоровительной направленности  и  начальной  подготовки  не  должна  превышать  двух  академических  часов, в  учебно-тренировочных  группах - трёх  академических  часов.

Основной  формой  учебно-тренировочных  занятий  в  ДЮСШ  является  урок. Кроме  того, учащиеся  должны  ежедневно  заниматься  утренней  гимнастикой, принимать  водные  процедуры. Спортсмены  старших   разрядов  строят  свои  занятия  согласно  утверждённым  для  них индивидуальным  планам. Помимо  этого, регулярно  проводятся  тестирования  для  оценки  уровня  технической  и  физической  подготовленности, а  для  выявления  уровня  спортивного  мастерства - контрольные  соревнования  по  баскетболу.

Материал  в  программе  изложен  в  соответствии  с  утверждённым  режимом    учебно-тренировочной  работы  ДЮСШ  и  учитывает  требования  по  спортивной  подготовке  на  различных  этапах  обучения.

На   современном   этапе   развития  спорта  предъявляются   всё  большие   требования   к   физическому   развитию   детей.  Для   достижения   результатов   необходимо   освоение   определённых   объёмов   тренировочных   нагрузок,  рациональная   структура   учебно-тренировочного   процесса.

Программа   раскрывает   весь  комплекс   воспитания,  обучения,  тренировки   в   ДЮСШ, является  многолетним  процессом, рассчитанным  на  10  лет  работы, и  предусматривает  определённые  требования  к  занимающимся  баскетболом  в  соответствии  с  этапом  подготовки.

Программа   предусматривает   возраст   занимающихся   от   8  до  18  лет.

Программа   составлена  для  каждого  года  обучения  и  предусматривает:

  • проведение  теоретических  и  практических  занятий;
  • обязательное  выполнение  учебно-тренировочного  плана;
  • сдачу  контрольно-переводных  нормативов;
  • регулярное    участие  в  соревнованиях;
  • осуществление  восстановительных  мероприятий;
  • прохождение  инструкторской  и  судейской  практики.

Основная  цель  программы - "обучающая", заключающаяся  в  реализации  тренировочного  процесса  на  этапах  многолетней  спортивной  подготовки, в стремлении  создать  предпосылки  для  успешного  обучения  детей  и  подростков  широкому  арсеналу  тренировочных  средств,  способствующих  дальнейшему  совершенствованию  в  избранном  виде  спорта, повышению  уровня  физической  подготовленности  и  функциональных  возможностей  от  этапа  к  этапу.

Основной  показатель  работы - выполнение  программных  требований  по  физической,  технической,  тактической  и  теоретической  подготовке,  выраженных  в  количественных  (часах)  и  качественных  (нормативные  требования)  показателях, и  включение  выпускников  ДЮСШ  в  состав  сборной  команды  района  и  области.

2. Организационно-методические  указания.

Подготовка баскетболистов проводится  в несколько этапов, ко­торые имеют свои специфические особенности. Главным  отличием  является  возраст и  уровень  физического развития детей, зачисляе­мых в ту или иную группу подготовки. Для зачисления дети прохо­дят тестирование по показателям физического развития  и  общей  фи­зической  подготовленности. После каждого года обучения учащиеся сдают предусмотренные программой нормативы (таблица 1).
        Для  достижения  спортивного  мастерства  требуется  освоение  определённых  объёмов  соревновательных  нагрузок (таблица  2).

Условия  комплектования  учебных  групп.

                                                                                                            Таблица  1.

Год обучения.

Возраст учащихся, лет.

Кол-во

уч-ся в учебной группе,

 чел.

Кол-во

 трениро­вочных занятий в неделю.

Общий объем

подготовки (час). Кол-во часов неделю.

Уровень спортивной подготовленности.

/. Спортивно-оздоровительные группы (СО).

1-й год

8-9

15

3

270/6

Прирост

 показа­телей ОФП.

2-й год

9-10

15

3

270/6

Прирост

показа­телей ОФП.

//. Этап начальной подготовки (НП).

1-й год

10-11  

20-25

3

270/6

Выполнение норм по физичес­кой и технической подготовке

(не менее 30%   всех видов).

2-й год

11-12

14-20

3

405/9

Выполнение норм по физичес­кой и технической подготовке

 (не менее 40%   всех видов).

///. Учебно-тренировочный этап (УТ).

1-й год

13-14

12-20

4

540/12

Выполнение нор­мативов ОФП, СФП и технической  подготовки.

2-й год

14-15

12-20

4

540/12

Выполнение нор­мативов ОФП, СФП и технической  подготовки.

3-й год

15-16

12-18

6

810/18

Выполнение нормативов ОФП, СФП, технической  подготовки  и спортивного разряда.

4-й год

16-17

12-18

6

810/18

Выполнение нормативов ОФП, СФП

и спортивного  разряда.

5-й год

17-18

12-18

6

 810/18

Выполнение  нормативов ОФП, СФП

и спортивного  разряда

 

 

                                                             Показатели соревновательной нагрузки в годичном цикле.

 

Таблица  2.

№ п/п.

Количество соревнований.

Начальная подготовка.

Учебно-тренировочные группы.

1 год

2 год

1 год

2 год

3 год

4 год

5 год

1.

Количество соревнований.

3-5

8-10

10-15

10-15

15-20

15-20

15-20

 

 

 

 

 

Развитие различных сторон подготовленности юных спортсме­нов происходит неравномерно. В одном возрасте преобладает рост одних качеств, в другом - иных. Тренеру необходимы знания возрастных особенностей развития юных игроков.

Баскетбол - командный вид спорта. Участие в соревнованиях помогает юным баскетболистам совершенствоваться в мастерстве. Однако реализация физических качеств должна осуществляться в зависимости от возрастных особенностей. Это положение непос­редственно связано с индивидуализацией подготовки юных игро­ков. В баскетболе индивидуализация осуществляется по несколь­ким критериям: по возрасту, полу, игровому амплуа, антропомет­рическим признакам, биологическому созреванию.

Соревновательная дея­тельность строится на основе технического и тактичес­кого мастерства. Необходимым условием совершенствования соревновательной деятельности юных баскетболистов является использование спортив­ного инвентаря и оборудования, отвечающего
их возрасту и физи­ческому развитию.

Строить подготовку юных игроков необходимо с учетом нерав­номерного нарастания в процессе развития их физических способ­ностей. В одном возрастном периоде прогрессирует сила, в другом - выносливость и т.д.

В табл. 3 представлены сенситивные (благоприятные) периоды развития двигательных качеств, общие для всех детей и подростков. Однако необходимо учитывать, что в баскетбольные группы для перспективной подготовки к достижению высокого спортивного мастерства отбирают детей, имеющих определенные соматические и морфофункциональные особенности.

Прежде всего, это высокорос­лые дети. Кроме того, у девочек и мальчиков, а тем более
у юношей и де­вушек, имеются большие различия в становлении физических кон­диций. Без
учета этих особенностей невозможно рационально пост­роить учебно-тренировочный процесс.

Рациональное увеличение тренировочных нагрузок является од­ним из основных условий роста тренированности. Тренировочные нагрузки надо подбирать индивидуаль­но.

Необходимо стремиться к тому, чтобы интенсивность и объем уп­ражнений возрастали по мере улучшения физической подготовленности.

Когда  занимающиеся  упражняются  в  технических  приёмах, можно  значительно  повысить  физическую  нагрузку  для  развития  специальной  выносливости.


Примерные сенситивные (благоприятные) периоды развития двигательных качеств.
                                                                                                                                              
Таблица 3.

Морфофункциональные показатели, физические качества.

 

 

Возраст, лет

9

10

11

12

13

14

15

16

Длина тела

 

 

 

+

+

+

+

 

Мышечная масса

 

 

 

+

+

+

+

 

Быстрота

+

+

+

 

 

 

 

 

Скоростно-силовые качества

 

+

+

+

+

+

 

 

Сила

 

 

 

+

+

+

 

 

Выносливость

+

+

 

 

 

 

+

+

Анаэробные возможности

+

+

+

 

 

 

+

+

Гибкость

+

+

 

 

 

 

 

 

Координационные способности

+

+

+

+

 

 

 

 

Равновесие

 

+

+

+

+

+

 

 

 

 

В  технической  подготовке  используют  два  методических  подхода: целостный -
обучение  движению  в  целом, и  расчленённый - раздельное  обучение фазам  и  элементам  и  их  сочетание  в  одно  движение.

Все  эти  особенности  надо  учитывать  при  планировании  средств  физической  и  технической  подготовки  в  многолетнем  тренировочном  процессе.

 

 

3. Учебный  план.
 

На  протяжении  всего  периода обучения  в  ДЮСШ  баскетболисты  проходят  несколько  возрастных  этапов, на  каждом  из  которых  предусматривается  решение  определённых  задач. В  учебном  плане  показано  распределение  времени  на  основные  разделы  подготовки  по  годам  обучения. В  учебном  плане  учитывается  режим  учебно-тренировочной  работы  в  неделю  с расчетом  на  52 недель  занятий  непосредственно  в  условиях  ДЮСШ  (таблица  4).

 

Примерный  учебный  план  на  52 недель  учебно-тренировочных  занятий 
в  МОУ ДОД Вольской ДЮСШ.

 

Таблица  4.

п/п.

Разделы  подготовки.

Этапы  подготовки.

СО

НП

УТ

1 год.

1 год.

2 год.

3 год

До

2  лет.

Свыше  2 лет.

1.

Теоретическая  подготовка.

6

8

24

 24

33

42

2.

Общая  физическая  подготовка.

76

72

88

 91

190

121

3.

Специальная  физическая  подготовка.

38

36

54

 54

95

121

4.

Техническая  подготовка.

52

52

79

 76

103

122

5.

Тактическая  подготовка.

36

40

53

 53

70

115

6.

Игровая  подготовка.

39

40

58

58

40

104

7.

Инструкторская  и  судейская практика.

 

 

 

 

26

41

8.

Восстановительные  мероприятия.

 

 

 

 

26

41

9.

Контрольные  испытания.

8

10

16

16

18

20

10.

Участие  в  соревнованиях.

10

10

30

 30

20

80

11.

Медицинское обследование

3

3

3

3

3

3

 

Всего:

270

270

405

 405

624

810

 

 

С  увеличением  общего  годового  объёма  часов  изменяется  по  годам  обучения  соотношение  времени  на  различные  виды  подготовки. Из  года  в  год  повышается  удельный  вес  нагрузок  на  спортивно-техническую, специально-физическую, тактическую  подготовки. Постепенно  уменьшается, а  затем  стабилизируется  объём  нагрузок, направленных  на  ОФП, а  на  СФП  возрастает. Игровая  соревновательная  нагрузка  постоянно  нарастает  в  противовес  игровой  подготовке, которая  осуществляется  в  тренировочном  процессе (таблица  5).

                                                  (скачать)

Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0